aif.ru counter
0 54

Джаз с вятским акцентом. Коллективу «El Tango» исполняется 15 лет

Как американская музыка обретала кировские корни?

Николай Донецкий / Из личного архива

В этом году «El Tango» отмечает своё 15-летие. Коллектив формировался по довольно классическому сценарию: друзья собрались, чтобы играть любимую музыку. За годы группа преобразовалась в джаз-бэнд и стала популярной не только в Кирове, но и за его пределами. Руководитель Николай Донецкий рассказал о джазе на Вятке и творческих планах.

Весь этот джаз

- Николай, за годы своего существования в нашей стране к джазу относились по-разному: от любви до ненависти. На Вятке была та же история?

- На Вятке джаз существует довольно давно. Если «официальные» джаз-бэнды появились относительно недавно, то в советское время военные или духовые оркестры имели отношение к этому музыкальному направлению, поэтому джазовые музыканты в Кирове были и есть. В 90-х годах кончилось всё, что было в союзе. Многие музыканты остались не у дел. Часть из них бросили это дело, часть - уехали в другие города или за границу.

Сейчас о кировском джазе знает вся страна - многие топовые исполнители родом из Вятки: Александр Потапов из группы «Фрукты», Егор Крюковских, один из самых востребованных барабанщиков страны, биг-бэнда «JazzPhilarmonicOrchestra», Николай Затолочный, контрабасист, участник проекта «Большой джаз» на телеканале «Культура», Артём Теклюк и Даниил Гуков, ударные, сотрудничают с мировыми звёздами. Довольно много артистов, которые сейчас являются участниками проекта «Звёзды петербургского джаза».

- Как он появился в вашей жизни?

- Пришёл к джазовой музыке, когда играл в ансамбле гитаристов «Лира». В то время меня заинтересовали «странные» джазовые аккорды - мне нравилось их звучание. Однажды оказавшись с другом в музыкальном магазине, я попросил записать мне на кассету джаз. На одной стороне звучали композиции Джона Скофилда (джазовый гитарист), на второй - альбом «Gershwin’sWorld» Хёрби Хенкока (один из главных джазменов мира, он в ЮНЕСКО представляет джаз как жанр). Первое время мы слушали эти записи, не понимая, что происходит, но всё равно нравилось. В конце 1990-х «Лира» распалась, а в 1999 году мы с друзьями организовали новый коллектив «Клондайк», в основном играли рок. В 2000 году в Кирове открылся первый джазовый клуб. За первый год его существования я не пропустил ни одного концерта! Каждый вечер я был там - для меня это было настоящим открытием! Естественно, я там выступал с группой. Потом появился проект «El Tango», поначалу исполняли совершенно разную, в основном популярную музыку.

Фактически традиционный джаз я стал играть не так давно. Несколько лет назад поступило предложение сыграть на концерте исключительно джазовую программу. Я ответственно подошёл к делу и долгое время прослушивал композиции, что-то выбрал для исполнения. Так мы стали играть джаз.

- В семье была традиция слушать джаз?

- Нет, в семье этой культуры не было. У родителей был проигрыватель, а пластинок с джазом в коллекции не наблюдалось, но там был Джо Дассен - с тех пор трепетно отношусь к его творчеству. Наверное, благодаря этому у меня и заложилось отношение к качественной музыке.

Из мира танго

- Как складывался репертуар для «El Tango»?

- Мы выбирали те композиции, которые нам нравились. Коллектив формировался, когда я учился в училище искусств. В то время мы оркестром народных инструментов играли танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы - потрясающая аранжировка! Мой товарищ принёс диски с записью его альбомов - один из них (1997 года) так и назывался - «El Tango». Я понял, что это та музыка, которую я хочу играть! Позвонил друзьям, и мы стали играть. Я предложил программу джазовому клубу. Нам дали «зелёный свет» - в начале 2000-х такую музыку можно было услышать лишь на концертах симфонического оркестра. Правда, через полгода Пьяццоллу перестали играть: чем больше ты погружаешься в эту музыку, тем больше понимаешь, что не готов к ней. Постепенно в репертуаре стали появляться популярные композиции, джаз и авторская музыка.

- В этом году вы отмечаете 15-летие «El Tango». Что ждёт зрителей?

- 10 ноября у нас будет юбилейный концерт в «Гауди» (бывший кинотеатр «Победа»). Мы пригласим зарубежных музыкантов, пока не скажу кого именно.

- За годы своего существования коллектив не раз менялся. Как переживались уходы?

- Поначалу уходы воспринимались очень тяжело. Не стоит забывать, что Киров довольно ограничен с выбором музыкантов, а нам нужны те, кто умеет хорошо играть. У нас нет времени на то, чтобы учить. А в самом начале мы учились, росли вместе - и уход кого бы то ни было воспринимался довольно трудно. Когда уходит человек, он уносит с собой часть своего звучания, своего характера. На его место приходит другой и привносит что-то свое. Совсем недавно у нас сменился барабанщик, прежний уехал покорять музыкальный олимп нашей страны. Сейчас я воспринимаю все уходы, как шаг вперёд для музыканта.

- А конфликты бывают?

- Каких-то крупных ссор у нас не бывает. Все взрослые люди, у каждого есть понимание, что и как необходимо делать, но мы стараемся всё обсуждать. Безусловно, бывают споры и недовольства. Мы почти семья: на протяжении 15 лет на неделе видимся несколько раз, но до крупных стычек дело не доходит.

- «El Tango» знают не только в Кирове - вы активно выступаете в других городах. Как вас воспринимают на различных площадках?

- К сожалению, у нас не так много гастролей, как хотелось бы, - в Кирове мы довольно загружены работой. К выездам отношусь положительно: они позволяют не «свариться» в собственном соку, проверить свой уровень, уровень коллектива на других площадках, где тебя никто не знает. Например, на гастролях в прошлом году в Москве, Нижнем Новгороде, Петербурге все билеты на наши концерты были раскуплены! Честно говоря, перед каждым выступлением мы немного переживали, но всё сложилось довольно удачно.

- Многие успешные музыканты покидают Киров для того, чтобы развиваться в профессиональном плане. Было ли у вас такое желание?

- Какая разница, в каком месте жить, если ты востребован? В юности у меня было желание перебраться в столицу, но сейчас я понимаю, что могу делать то, что мне нравится, здесь. Никто не мешает мне делать собственные проекты успешными. Я сделал довольно много коллективов, и они продолжают существовать без моего участия! Это здорово!

Что касается перспектив для развития, то они зависят от тебя самого: окружай себя более сильными музыкантами, учись у них. Я живу с такой философией. Мне очень хочется, чтобы в Кирове развивалась музыкальная культура. Раньше я ревностно относился к новичкам: публика довольно ограничена. Сейчас отношусь по-другому: давайте, ребят, делайте - это лишь «подогревает» интерес к работе. Конкуренция должна быть.

Только живьём!

- Многие музыканты активно продвигаются через Youtube и другие социальные сети. Вы планируете заниматься чем-то подобным?

- Никто не спорит, что Youtube - самое популярное средство массовой информации. Мы присутствуем на Youtube. Это «умная» платформа, которая анализирует вкусовые предпочтения и предлагает то, что нравится человеку. Я сам многое черпаю оттуда: смотрю какие-то концерты, выбираю материал. Есть джазовые музыканты, которые активно продвигают себя через эту площадку, и мы тоже планируем этим заняться, но всё-таки джаз - это живая история, здесь необходим контакт музыканта со зрителем. А вот популярная музыка хорошо продаётся через интернет, потому что там есть клипы, это неотъемлемая часть поп-культуры.

- У вас есть ещё один проект - лекции о джазе. Действительно ли есть необходимость объяснять об этом направлении широкой аудитории?

- Ликбез - это необходимая вещь! Сейчас очень популярны разнообразные бизнес-тренинги и семинары личностного роста. Думаю, это очень здорово! Поэтому мы активно включаемся в подобные проекты, правда, за последние полгода у нас как-то не складывалось с лекциями, но мы обязательно будем их возобновлять совместно с литературным клубом «Борода» и Михаилом Лицаревым. Совсем недавно я приглашал Кирилла Машкова, главного редактора издания про джаз, с лекцией о том, как слушать джаз. Он очень погружён в эту тему, и его было очень интересно слушать. В результате выступление прошло, но как такового ответа на вопрос, как слушать джаз, не было. Кто-то из зала всё же подошёл и поинтересовался: «А как же слушать джаз?» Ответ Машкова был более чем лаконичным: «Внимательно».

- 15 лет для человека - это подростковый возраст, время юности, пора планов и надежд. С чем вы будете входить в следующее пятнадцатилетие?

- У нас совместно с «El Tango» записан альбом моей авторской музыки, хочется его выпустить. К юбилею активно пишу программу «Серебряный век», где будет собрана музыка и песни, навеянные стихами и эстетикой начала прошлого века. Хочется выступить на крупных джазовых фестивалях: «Усадьба-джаз» (самый крупный фестиваль в стране) и «Джаз над Волгой». В планах играть концерты, приглашать новых музыкантов, писать музыку на русские тексты.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как бороться с коллекторами?
  2. Что делать, если потеряли паспорт?
  3. Когда будет убрана территория городских кладбищ?
  4. Будет ли введен новый троллейбусный маршрут до Нововятска?
  5. Есть ли в Кирове дистанционное медицинское обслуживание?
  6. В каких случаях уменьшают налог на имущество?
  7. В каких случаях снижается оплата за общежитие?
Самое интересное в регионах